Социальная служба хосписа

Задача социальной службы - помочь пациенту эффективно решать возникающие социальные проблемы и успешно взаимодействовать в социальной среде.

В системе паллиативной помощи особенно важно взаимодействие с другими участниками команды, так как прослеживается четкая взаимосвязь и влияние психологических, социальных, духовных и физических проблем.

Основные проблемы, которые переживают пациенты и их семьи, распространяются по степени важности следующим образом:

  • Разрушение жизни и семьи
    - из-за неопределенности и неуправляемости будущего, из боязни оказаться покинутыми;
    - сужается круг общения больного и изменяются социальные роли в семье;
    - существенными для пациента и его семьи остаются финансовые проблемы;
    - возможность ухудшения социально-бытовых условий, бытовые проблемы одиноких пациентов, оформление нотариальных документов и пр.
  • Смерть
    - страх смерти;
    - происходит переосмысление жизненных ценностей;
    - беспокойство о будущем своих родных
  • Трудности, вызываемые болями
    - хоспис

В ходе беседы социальному работнику важно распознать, какие проблемы пациент и его семья могут решить самостоятельно и что невозможно без посторонней помощи.

Все ухаживающие за больным должны помнить, что пациенту нужно давать самостоятельно делать так много, как только позволяют его возможности. Активность пациента, независимо от того, проявляется ли она в размышлениях, чувствах или поведении, социально поддерживается и поощряется.

Цели и планы социальной помощи больному необходимо постоянно корректировать с тем, чтобы на каждой стадии, которые проходят больной и его семья, конкретные потребности пациента удовлетворялись по возможности более полно.

Помощь и поддержка родных и близких

Продолжительная тяжелая болезнь, нависшая угроза смерти становятся серьезным испытанием для всей семьи. Родственники больных переживают почти такие же психологические реакции в ответ на стресс, как и сами больные.

Поддержка семьи онкологического больного начинается со дня знакомства пациента со службой хосписа, осуществляется во время всего периода болезни и не заканчивается после смерти больного.

Однако качественная характеристика не всегда отражает реальную способность семьи как системы действительно помогать пациенту, удовлетворяя его потребности. Иногда, например, члены семьи стремятся окружить пациента столь чрезмерной заботой, что препятствуют его собственным попыткам успешно адаптироваться к заболеванию.

Наиболее важными составляющими семьи являются способности к адаптации и сплоченности.

Адаптивность семьи можно определить, как способность перестраиваться при столкновении со стрессовой ситуацией. В ситуации значительного стресса семья оказывается перед необходимостью переоценки внутренних ролей, изменения правил повседневной жизни, пересмотра стереотипа принятия решений.

Сплоченность – это совокупность эмоциональных связей, существующих между членами семьи.

Низкая сплоченность или минимально эмоциональная связь выражает недостаточность обязательств членов семьи по отношению друг к другу.

Обычно такие семьи не способны поддерживать пациента или участвовать в процессах принятия решений, сотрудничать с медицинским персоналом.

Период поддержки семьи после смерти близкого человека бывает различным и может продолжаться от одного месяца до нескольких лет. В продолжительном попечении обычно нуждаются одинокие пожилые люди и семьи с детьми.

Смерть близкого человека всегда приносит горе. Как это ни трудно, горе надо принять и изжить. Смерть была бы не только несправедливой, но и бессмысленной, если бы она была концом существования. Но бессмыслицы в природе нет, а воля Бога нам часто неизвестна.

Существует классификация фаз горя, переживаемая членами семьи в результате смерти близкого человека:

Первая фаза – шок. Внутренняя реакция «не верю». Человек отрицает реальность происшедшего. Это психологическая защита. В этой фазе самое главное, что мы можем сделать для горюющего, это быть физически с ним рядом. Держать его за руку, помогать ему в его бытовых делах. В шоковом состоянии человек слишком поглощен своим внутренним миром, и из этого мира его надо вытягивать.

Вторая фаза – фаза острого горя. Она длится от 3 до 40 дней. Это самая болезненная фаза. Надо принять утрату как реальность. Сказать жизни «да» в уже изменившейся жизни. В этой фазе необходимо помогать горюющему, успокаивать его. И, пожалуй, это самое благоприятное время для беседы о помощи Божией, о таинствах Церкви.

Третья фаза – «остаточные толчки». Жизнь берет свое, хотя временами у человека бывают подавленное настроение, горькие воспоминания. Этот период длится примерно год. Впервые в отпуск еду без него… Новый год встречаю без него… Впервые привычный цикл жизни нарушается. Это кратковременные, но очень болезненные ситуации. В этот период также необходима наша поддержка и утешение.

Четвертая фаза – когда говорится последнее «прощай». Если эта фаза успешно не проходит, то горе переходит в хроническое, иногда в невротическое переживание.

Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживания горя взрослыми. Тем не менее, реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые от них ожидают. Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом. Дети переживают горе и реагируют на него по разному. Мы можем выделить несколько распространенных реакций:

  • Тревожность.
  • Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания.
  • Печаль, тоска.
  • Вина.
  • Гнев.

Очень часто дети, потерявшие родителей, остаются вне специализированной психологической помощи. Что в дальнейшем приводит их либо в группу «уличных» детей, либо к суициду.

В итоге можно сказать о необходимости создания структуры комплексной помощи детям, чьи родители неизлечимо больны, и которая решала бы следующие вопросы:

  • обеспечение психологической реабилитации несовершеннолетних во время смертельной болезни одного из родителей и в период утраты;
  • осуществление профилактики сиротства и безнадзорности среди детей потерявших родителей;
  • организацию медико-социальной и психолого-педагогической коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в личностном развитии;
  • улучшение качества жизни семей, перенесших тяжелую утрату, связанную со смертью близкого человека.

Помощь в социальной реабилитации персонала

Состояние эмоционального и физического истощения медицинского персонала, занятого помощью инкурабельным больным получило название «синдром выгорания».

По наблюдениям профессора А.В. Гнездилова специфические, тяжелые условия работы в хосписе обусловлены:

  1. Наличием значительного процента больных, имеющих психические нарушения, связанные либо с метастазами в мозг, либо с раковой интоксикацией
  2. Большим процентом тяжелейших неврологических больных, пациентов с метастазами в спинной мозг, с явлениями паралича или пареза, требующими постоянного специфического ухода.
  3. Наличием больных с выводом прямой кишки, свищами, распадающимися опухолями, требующими особого ухода, такта, доверия и взаимопонимания.
  4. Постоянной встречей со смертью – одним из самых тяжелых испытаний для персонала. Следует учесть, что персонал не просто является свидетелем смерти, но активно участвует в переживаниях умирающего. Взять хотя бы держание за руку, присутствие у его постели, чтобы облегчить переживание страха, тревоги, одиночества.
  5. Общением и поддержкой родственников пациента после его смерти.

Все эти моменты травмируют психику сестер и персонала, способствуют развитию ситуативных реакций, невротических установок, депрессивных состояний. Поэтому очень важно оказывать заботу о заботящихся, помимо психологической и духовной поддержки требуется прежде всего дать отдых человеку, пересытившемуся негативными переживаниями, дать ему возможность переключиться на другую ситуацию, сменить среду.

  • Организация духовной поддержки, которая осуществляется через паломнические поездки по монастырям и святым местам, просмотров видеофильмов и наличием духовной библиотеки, возможностью обратиться за советом к священнику.
  • организация культурно-досуговых программ как, например, выступление артистов, выезды на природу, проведение праздников и т.д.
  • помощь в санаторном лечении

Координирование волонтерского движения

С опытом развития волонтерского движения, определились сферы участия волонтеров в нашем хосписе:

  • Общение с пациентами. Сам факт общения с «новым» человеком для пациента, прикованного к постели, оказывает благоприятное воздействие.
  • Помощь в уходе за пациентами на дому и в стационаре. Такая помощь включает гигиенические процедуры, сопровождение пациента на прогулке, покупка необходимых товаров, уборка помещений и другие.
  • Помощь хоспису в ежедневных хозяйственных делах: уборка территории, мытье окон, работы в саду и прочие.
  • Помощь автотранспортом, например, при сопровождении пациента на консультацию к врачу или просто прогулки по городу с пациентом, который долгое время не мог выходить самостоятельно из дома.
  • Пропаганда хосписного движения в средствах массовой информации.
  • Сбор благотворительных средств.

Для эффективной работы волонтеров и защиты пациентов, необходимо уделять большое внимание отбору кандидатов на работу волонтерами в хосписе. Прежде всего, нужно учитывать их психологическое и физическое здоровье, а также мотивацию.

Например, если у человека менее чем год назад умер близкий родственник, то он не может быть принят в качестве волонтера, так как сам нуждается в поддержке, а работа волонтера может усугубить его психологическую травму. Бывает, что мотивом волонтера выступает психологическая самозащита – «чтобы обо мне не подумали плохо». Или кто-то становится волонтером, чтобы чаще видеться со своими друзьями. При такой мотивации волонтер рискует очень скоро эмоционально выгореть.

Если потребность человека в волонтерской деятельности связана с внутренней установкой оказания помощи страждущим или христианским служением людям, его работа в качестве волонтера будет эффективной, а мотивация – устойчивой.